Искать седую старину на территории части города, едва разменявшей пятый десяток своего существование – дело, на первый взгляд, малоперспективное.
Но такой уж район Ласнамяэ, что поверхностным взором ограничиваться здесь ни в коем случае не следует. В него надо вглядеться – и тогда он сможет поведать собственную историю – давнишнюю, насыщенную, порой – парадоксальную.
В нынешних административных границах самой населенной на сегодняшний день части города люди начали селиться задолго до того, как на плитняковых пустошах выросли массивы панельной застройки. Более того – задолго до основания Таллинна.
Все началось около трех с половиной тысяч лет тому назад – в эпоху неолита или новокаменного века, когда на склоне естественного холма в излучине реки Пирита вырос поселок доисторических земледельцев. Просуществовал он несколько столетий.
Как называли свой поселение его обитатели – неизвестно. Река, протекающая подле него, еще долго продолжала зваться Хирве или Ирве: отсюда рукой подать до нынешнего Иру: имени, под которым древнее поселение вошло в историю.
Каменный век сменялся веком медным. Жизнь становилась зажиточнее, а значит – беспокойнее. Поселения ощетинились деревянными частоколами. Спустя еще лет триста – земляными валами, усиленными каменными плитами.
Внушительными были и размеры поселения: около четырех тысяч квадратных метров. Каменный вал, вероятно, охватывал только часть территории, но и в этом случае городище однозначно относилось к разряду крупнейших.
Иру переживало лучшие времена. Применительно к отрезку между VIII и Х столетиями, его вернее было бы именовать не городищем, а «протогородом»: до настоящего, «классического», города эпохи Раннего Средневековья было уже недалеко.
Здесь жили ремесленники – не просто деревенские умельцы, а профессиональная элита эпохи – литейщики. Здесь жили купцы – при раскопках были найдены монеты, отчеканенные на мусульманском Востоке и в Римской империи.
Здесь жили воины – обнаруженные археологами наконечники копий и стрел служат тому подтверждением. Можно предположить, что жили тут и мореходы – или, по крайней мере, регулярно заходили в здешнюю гавань.
А потом – все кончилось. Настолько внезапно и разом, что исследователи до сих пор не могут дать ответа, по какой причине городище Иру оказалось покинутым своими жителями и почему они не вернулись в него.
Версии выдвигаются разнообразные: от обмеления реки Пирита и увеличения осадки торговых судов до военного набега чужеземцев и даже – принесенной ими доселе неведомой в здешних краях болезни.
Понятно только, что гибель городища Иру произошла не позднее середины XI столетия. При этом торжище на речном берегу у его подножия, продолжало активно использоваться до начала XII века.
А одноименная деревня, известная в письменных источниках с Раннего Средневековья, сохранялась на своем месте полтора тысячелетия подряд – пока не была поглощена границами Таллинна.